Трудная судьба премудрого карпа

Рыболовная история Рыболовные рассказы

Нередко, читая рыболовную литературу про карпа и сазана, встречаешься с эпитетами «хитрый», «премудрый», «лиса» и тому подобные. И правда, рыба эта очень умная и хитрая, порою умеет перехитрить самого опытного рыболова! Л.П. Сабанеев тоже не раз упоминал о хитром нраве этой рыбы. Но, несмотря на это все, тяжела его судьба в наших краях!

Очень я люблю наблюдать за нашими водными жителями. Не является исключением и карп. Помню случай, когда мне удалось лицезреть их прогулки во всей своей красе. Экземпляры от 2-х до 6-ти килограмм прогуливались по широкой реке, перегороженной плотиной. У этой плотины они, собственно, и концентрировались. Перемещались парами одинакового размера, причем именно парами. Если б это не был конец августа, то я бы подумал, что они собираются на нерест. Но нет!

Именно в этих местах в жаркий, летний день всегда можно увидеть этих красавцев, вальяжно прогуливающихся около поверхности, они как бы демонстрируют всем свою безнаказанность. И правда, учитывая размеры этих красавцев и места их обитания (а именно огромная глубина и просто лес из затопленных деревьев и кустов), остается только смотреть и пускать слюни). Ну ладно, немного отвлекся от темы, начнем.

Есть в нашей небольшой деревеньке 3 пруда, в двух из них изобилует карась и вездесущий теперь ротан. Об одном из них, а именно о самом маленьком я уже писал в статье «На кивок в самую жару». А вот самый большой и глубокий имеет довольно продолжительную историю. Около двух веков назад на берегу его стояла усадьба барина Г. Переверзева (в честь него, кстати, и названа наша деревня «переверзево»), и в ту пору пруд процветал. В его водах водились самые разнообразные виды рыб, но особенно он славился своими карпами. И это было особенно ярко выражено, так как в то время, в той местности почти не встречалась эта рыба.

Со всех областей съезжались рыболовы многие-многие годы. НО, ничто вечным не бывает! Где-то в конце 70-ых годов карпа потравили почти полностью разнообразными химикатами, которыми обрабатывали в то время поля. Окончательно «убили» его популяцию, когда спустя почти 10 лет пруд полностью спустили.

С того момента мы втроем (я, брат и отец) решили хоть как-то возродить его. Мы ездили по прудам, ловили мелких карпят и это была наша цель. Наконец, мы нашли небольшой прудик, в котором в то время изобиловал карп самых разных размеров. Отец был ориентирован на крупнокалиберных, а мы с братом ловили мелких карпят.

Итак, спустя два летних сезона мы запустили в наш пруд порядочное количество мальков. Но, вот незадача, карп никак не мог от нереститься, т.к. поганые «электроудочники» оставили и там свой след! Время шло, карп рос, и нередки уже были случаи обрыва лески, но поймать его никто никак не мог, только браконьеры иногда вылавливали солидных рыбин на сети. Вместе с плохой родословной, а именно неспособностью размножаться, карпу передалась вся та хитрость и осторожность, которая была, видимо, заложена от предков.

Идешь иногда по берегу, и видишь, как солидные экземпляры ворочаются в прибрежной траве. Быстро разворачиваешься и бегом домой за удочками. Но не тут то было! Только подкрадываешься к берегу, как он быстренько ретируется под другой берег, напротив, и уже там начинает он свои карусели. Множество утренних и вечерних зорек было просижено впустую, и всегда карп был так близок, но в то же время так далек.

Но, о чудо! Карп собирается в пары! Значит, мы наконец-то дождались икромета. И действительно в этот день его нерест был потрясающим. Я целый день дежурил у пруда, чтобы никто не помещал этому процессу. Стоит заметить, что в это время на пруду отменно шел приличных размеров карась, но, несмотря на это, все деревенские рыбаки двинули по домам, чтоб вдруг не распугать этих «сладких парочек». А это что-то значит.

Прошел год и в уловах начали попадаться полукилограммовые карпята. Как же они были красивы! Породистые: широкие, с темно-бронзовыми боками, просто великолепны! А, главное, такие долгожданные! Прошло уже 4-5 лет с того момента, но половить его удалось только в прошлом июне. Как-то, вырвавшись с работы на пять дней, я приехал в свою родную деревню. Тем же вечером пошли с отцом на пруд. Что он там творил! Весь «хвост» буквально колбасило. Повсюду, под травой, то и дело давали о себе знать солидными волнами разнообразных размеров карпы.

В этот вечер мы ничего не поймали, т.к. все было наспех и в суете. На следующий день мы подготовились основательно: Взяли с собой «Ленинградские» алюминиевые спиннинги, привязали к ним толстую (0,45мм) леску, плетеные метровые поводки и мощные крючки “Mustad”. Было принято решение бросать под берег, в окна меж водной растительности. Зная хитрый и пугливый нрав наших воспитанников», мы сели поодаль от места ловли, за кустами.

Ну вот, раскинулись, ждем. Карп активно перемещается по всему «хвосту», ждем, наслаждаемся вечерней прохладой июньского вечера. Солнце село за горизонт, смеркается, и вдруг тишину разрезает треск «невской» катушки. Взял! Не думая о холоде, лезу в воду. Карп уже успел прилично намотать травы на леску и уйти под соседний берег.

Отец стоит с подсачеком наготове, но у берега, в такой траве, его не возьмешь. Беру подсачек в другую руку и начинаю воевать. Процесс длился порядка 20-ти минут, но все же рыба стала потихоньку сдаваться и вот она уже у моих ног. Кое-как изловчился и подвел ему под голову подсачек, на котором уже было порядочно травы. ВОТ ОН! Долгожданный красавец! Уже почти стемнело, да и шороху мы навели порядочно, пора идти домой. Можно считать, что план на сегодня мы выполнили! Дома взвесили, в нем оказалось 3,5 кг. Надо отметить, что вел он себя как очень достойный боец.

На следующий день мы пришли немного пораньше, часа в четыре дня (хочу отметить, что утром карп не берет категорически!), раскинулись, сидим на тех же местах. Немного подождав, я решил переместиться, напротив, на соседний берег. Удобно устроился между кустов лозины, ну и жду созерцая красивый закат. Время уже близилось к концу, когда на соседнем берегу, у отца, «затрещал» спиннинг. В этот раз рыба пошла вдоль берега и ей не удалось далеко уйти. Спустя 10-15 минут пятикилограммовый красавец был заведен в подсачек. Эмоций масса! Ну, теперь можно считать небольшой отпуск удавшимся на 90%, но ведь есть еще один день!

На следующий день мы с отцом решили поменяться берегами. Так и сделали. Опять раскидали спиннинги по привычной схеме: в окна, предварительно замаскировав их в прибрежных кустах. Решили на этот раз поменять крючки на более легкие, т.к. рыба очень осторожная. Это и было нашей ошибкой! После того как в сумерках последовала поклевка, стало понятно, что на этот раз экземпляр посерьезнее предыдущих двух.

Он взял почти в самом хвосте и поэтому, не дав нам опомниться, сразу же пошел вдоль берега, намотав уже порядочно травы на леску. Отец полез в воду, попутно откидывая с лески траву. Минут 15 продолжалась борьба с этим культуристом, который никак не хотел подходить к рыболову, но вот он уже рядом, но все равно под огромным слоем травы.

Тут неожиданно из воды вылетает леска… десятисекундное оцепенение, молчание, все, обрыв! На пилу попал, не иначе! Просто так порвать плетеный поводок он не мог, но что это? Крючок обломан! Вот засада! Из-за такой глупости и так оплошать! Много потом на эту тему было разговоров, но после драки, как говориться, кулаками не машут! Ну ладно, значит, заслужил, молодец!

В таких ситуациях остается только порадоваться за карпа, он вел себя достойно. Вот и кончились выходные, пора возвращаться в Москву, работать. Впоследствии, когда я уже «основательно» приехал в деревню, такого больше не повторялось. Были несколько обрывов, по словам других рыболовов, но у меня лично был один сход на протяжении двух месяцев. Конечно же, я снова жду июня, той поры, когда я опять вырвусь на несколько дней с работы, чтобы половить этих красавцев, у которых была такая трудная судьба, но, несмотря на это они выжили, выросли, и постепенно размножаются.

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )