Если летнюю рыбалку по способу подачи любой приманки можно назвать «горизонтальной», то зимой, пока Вы не обнаружите рыбу у себя под ногами, опустив приманку сверху вниз в лунку, клева не будет.
Зимняя рыбалка – это ловля по вертикали. Исходя из этого, и проводятся все изыски в подборе и игре мормышек, блесен, балансиров и прочее. Ловля вертикально в отвес предполагает перемещение приманки только вверх-вниз. А раз особенности национальной рыбалки в зимний период в некоторой степени парализуют движения приманок, то вызвать интерес у рыбы неестественно прыгающей наживкой гораздо сложнее. Приходится постоянно менять амплитуду колебаний, скорость взмахов удочкой, подбирая уловистую игру. Уходящие на некоторое расстояние в сторону от вертикали блесны со смещенным центром тяжести и совершающие маятниково-радиальные колебания балансиры сути дела не меняют.
Уроки игры удочкой «балалайкой»
Рыболовы-зимники сразу поймут, о чем пойдет речь. Для не посвященных поясню: «балалайка» — не струнный инструмент, а зимняя удочка с кивком и мотовильцем, без рукоятки. За внешнее условное сходство с народным инструментом и получила такое название. В руке балалайку держат за мотовильце. Колебания, оживляющие приманку, создают движением кисти (мелкоамплитудное «дрожание»), и всей руки (отвесное блеснение). Сочетать можно и нужно и первые и вторые движения, работая с любой зимней приманкой. В первом варианте мормышка перемещается не более одного-двух сантиметров, во втором, облавливаются слои высотой до одного метра, и более, с плавным подъемом и спуском приманки.
Для придания очень быстрых колебаний кивок держат у кончика между указательным и большим пальцем другой руки. Подбирая игру приманки надо искать не только подходящую амплитуду дрожания и взмахов, но и скорость движения на подъем и опускание, паузы между ними. Описать игру профессионала довольно сложно. Лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать. Внимательно присмотреться стоит именно к рукам успешного рыболова. Не только на что он ловит, но и как он ловит. То есть его игра приманкой. Иначе, даже если Вы, к радости, обнаружите у себя в арсенале аналогичную мормышку, успеха может и не быть. Неверно подобранная игра приманки отпугнет и окуня и плотву.
В начале зимнего сезона каждый раз приходится заново «набивать руку». За лето навыки малость забываются. Чтобы не тратить время на рыбалке, а заодно и посмотреть, как двигаются в воде вновь приобретенные мормышки, стоит потратить пару вечеров на их тестирование. Для этого придется арендовать у домочадцев ванную комнату.
Заполненной водой ванной пользуются даже на промышленных производствах, такие «олигархи» в производстве искусственных приманок как RAPPALA и Mann`s. Так что все серьезно. В спокойной обстановке, в теплой ванной комнате внимательно разглядеть и запомнить игру каждой мормышки – это значит, приобрести свой, незаменимый никакими прочитанными статьями, личный опыт.
Ограничений у «ванных» экспериментов только два: маленькая глубина ванны (всего 40-50 сантиметров), и та игра мормышками, которой заинтересуется реальная рыба под лункой, а не Вы в ванной. И все же такие тестирования дают зрительное восприятие (а значит понимание) движений приманок в воде и освежают мышечную память руки для игры на зимнем рыболовном инструменте.
Второй этап совершенствования техники игры, хотите Вы или нет, придется проводить в полевых условиях. Непосредственно в лунке. Сколько еще более интересных открытий можно для себя сделать. Особенно объяснить причину сходов, недоподсечек, слабых поклевок и игнорирования приманки.
Игра мормышки под водой
Итак, сольные номера в одиночестве позади. Перетряся всеми приманками в неглубокой ванне, пора выходить на, так сказать, большую сцену. То бишь, лунку. Как говорит Владимир Бараков: «Посмотрим мультики». Заглянем в лунку, опустив туда мормышку. Чтобы полевые эксперименты были успешными, нужно опять же продолжать их в одиночестве.
Соседи, хрустящие валенками по льду, и, что еще хуже, бурящие лунки, будут изрядной помехой. Да еще и насмешек насобираете в свой адрес: «мол, с утра уже в лежку, гляньте-ка, над лункой улегся». Оставим соседей в неведении истинных причин разглядывания изумрудной глубины. Чтобы видеть глубже лунку обязательно надо затемнить, плотно обхватив лицо руками. Я не буду призывать Вас надеть маску для ныряния и заглянуть в лунку, погрузив смотровое стекло в воду, но так узреть приманку можно на еще большей глубине. Так что хотите, крутите у виска пальцем, хотите, повышайте свою квалификацию.
Что же будет видно в лунке? О-о! Это действительно зрелище, достойное старины У. Диснея! Порой так ухахатываешься, катаясь по льду, от тупо уставившихся на мормышку окуней. При этом соседи-рыбаки потешаются над тобой, а ты и над собой, и над соседями, понимая как глупо смотришься, раскорячившись на льду и смеясь в лунку. Это как в битком набитом автобусе читать про себя анекдоты, истекая слезами. Во, картина! Кино, да и только!
Игра мормышки на течении
Съёмка под водой ловли окуня на чертик
Читай также: Ловля на чертик
Реакция окуня и плотвы на игру мормышкой
Сначала окуни начинают подтягиваться к лунке, затем замирают возле загипнотизировавшей их мормышки. Мелкие поближе, крупные подальше. Долго бодаются между собой кому начинать. То ли самому умному, то ли самому красивому. В какой-то момент игры мормышки следует первая, осторожно-неточная атака, промах. Мотаем себе на ус, почему.
Меняем игру и паузы в игре приманкой. После первой поклевки можно уже принять нормальное положение и начать ловить как все, а можно продолжить разглядывать подводных обитателей. Я это делаю для того, чтобы понять, как растормошить окуней на активный клев. Найти способ опускания мормышки, так, чтобы взыграла природная жадность, а точнее пищевая конкуренция. И вот тогда можно осторожно присесть на ящик, не засвечивая лунку. Клевать будет вся стая до последнего, и умные, и глупые, и мелкие, и крупные.
Если окунь может по полчаса разглядывать приманку, так и не решившись на поклевку, то плотва действует совсем по-другому. Лежишь на льду, смотришь в лунку. Никого. Бросаешь комочек панировочных сухарей с прикормочным мотылем. На границе видимости, возле дна, мотыль, как по мановению волшебной палочки, исчезает прямо на глазах. Плотва атакует корм стремительно. Почему же тогда у нее поклевки такие мягкие, потяжные, еще точнее «вороватые». Плотва не заглатывает корм как окунь, который либо пытается укусить (если приманка крупная), либо сразу проглотить (если приманка мелкая). Она бьет приманку, лишь едва касаясь ее тонкими губами. Рот у плотвы маленький и лишь только ухватив корм, она либо стремится стянуть его с крючка, либо ретироваться с лакомым кусочком восвояси. Разглядев это все в подводный телевизор воочию, становится ясно, что такое поклевка плотвы, и почему ее легко отличить от окуневой.
«Документальный фильм про щуку»
Но самое захватывающее зрелище, которое мне довелось подглядеть в круглое ледяное окошко, поклевки, а точнее, атаки, щурят, граммов по 600-700 весом. Им приглянулся мой балансир. В очередной раз, разглядывая юморных окуней, я решил попугать их балансиром. Почему попугать сейчас объясню. Дело в том, что если ловишь на мормышку, то окуни себя ведут спокойно, и совсем не боятся мелкую блестящую «блоху». Когда же к ним сверху сваливается довольно крупная рыбешка, 3-5 сантиметров в длину, полосатые разбойники разбегаются в рассыпную.
Если сразу начать играть балансиром, окуни, скорее всего, не клюнут. Уж совсем им невдомек, откуда появился здесь малек «попугаистой» расцветки. Лучше на время положить балансир на дно, и подождать, пока уляжется облачко мути после его приземления на донный грунт. Через некоторое время окуни возвращаются. И можно начинать осторожную игру, сначала слабо, потом все сильнее раскачивая балансир. Долго окуни терпеть такое безобразие не смогут. Самый смелый обязательно пойдет на перехват.
Такая же картина была и в тот раз. Вдруг окуней словно сдуло. Я было приостановил ритмично рыскающий балансир. То, что произошло затем, заняло не более секунды. Мелькнувшая серая спина дернула за приманку, засеклась за нижний тройник, и стала судорожно выворачиваться, разевая пасть. Я мигом машинально выдернул леску из воды на всю длину руки. Подвел рыбу к лунке, и, за неимением багорика, запустил левую руку по локоть в лунку. Щука тут же порезала мои пальцы острыми зубами, и для полного равновесия в поединке нацепила мне один из крючков балансира на указательный палец. Забагренная таким оригинальным способом, она и была выдернута на лед, под громкий вопль и крепкие междометия.
Обслюнявив и перемотав проткнутые пальцы, я перешел от злополучно-успешного места к лунке расположенную метрах в тридцати, ближе камышам. Опустил балансир и лег на лед. Следующую щучку заметил не сразу, морда едва выглядывала из-под коряжки. Я приподнял балансир от дна, чуть покачал им. И вот тут-то детально увидел, как щука охотится зимой.
Выглянув из под коряжки на одну треть корпуса, пятнистая торпедка начала медленно разворачиваться и выползать из-под своего укрытия, как подводная лодка из дока. Никаких заметных шевелений и изгибов тела – прямая, как стрела. Экономя драгоценную энергию, не делая лишних движений, щука заняла позицию: боком к приманке. Я чуть приостановил маятниковые колебания балансира. Саму атаку я, конечно, не успел разглядеть. Но то, что она произошла с разворота, ручаюсь.
Причем, закусив балансир, щука тут же прекратила телодвижения, плывя лишь по инерции. Через секунду, оценив гастрономические особенности балансира, она стала пытаться, как и ее предшественница, избавиться от крючкастой рыбешки. Я же не желал быть вновь забагренным. Рука и без того ныла. И вроде как я ловлю, а не меня ловят. Тут подоспели товарищи с багориком. Я подвел хищника к лунке, подцепил острием за нижнюю челюсть. И вытащил. Строго вертикально.