Очередное закрытие сезона

Мастерская

На улице похолодало… Пришли первые предвестники зимы; вначале как бы застенчивые, но с каждой ночью набирающие силы заморозки. Дальше – больше: выпал первый снег. Он большими хлопьями падал еще на теплую землю и тут же таял. Зима все настойчивее стала предупреждать осень о своем приходе. Правда, через пару-тройку дней ветер высушил грязь после снега, и установилась ровная погода.

Температура ночью опускалась от –2 до – 4 градусов, а днем поднималась до +8.

Зная, что нынче погода непредсказуема и может в любой момент испортиться, мы с друзьями решили съездить на реку и закрыть летний сезон рыбалки.

Каждый рабочий день отслеживали погоду на завтра: вдруг испортится?.. Но нет, пока держится. Дождались воскресенья и отправились на Куан-Дарью. Ранним утром, выходя из дома, взглянул на градусник: один градус ниже нуля. Даже теплее, чем обещали по телевизору.

Доехали без приключений. На озере у реки одиноко плавала стая лебедей. Их соседи, утки и гуси, которых мы видели в прошлые рыбалки, набравшись сил, видимо, покинули это место и отправились на юг. Заслышав гул машины, птицы, высоко, гордо подняв свои головы, медленно поплыли от берега к середине озера.

Через несколько минут мы на берегу реки уже расчехляли спиннинги.

У воды было холодно. На земле лежал иней. У берега стояли закраины льда, а в заводях, где нет течения, сантиметровая корка прозрачного льда покрывала всю поверхность.

Еще летом заросли зеленого саксаула радовали глаз — нынче же их варварски вырубили. Торчат только пеньки, да мелкие ветки устилают землю. Сразу у реки стало как-то пусто. И хотя саксаул, как редкое растение, занесен в Красную книгу Казахстана, его беспощадно вырубают: он дорого стоит. А приобретают его шашлычники. На углях этого дерева шашлыки получаются сочными и вкусными. Вот и горит саксаул — без дыма, но с сильным жаром, оголяя и без того скудную зеленью полупустыню.

Уровень воды сильно понизился. Этим летом река затапливала степь, а нынче уровень упал до минимума. Такой мелководной последний раз река была четыре года назад. Много мест, где воды по щиколотку и лежит толстый ковер из травы и водорослей.

Первые полтора часа мы ходили по берегу, пытаясь приманками «совратить» рыбу. Мерзли пальцы на руках, но мы не сдавались. Я перепробовал практически весь арсенал колебалок, вертушек, воблеров, виброхвостов и твистеров. Но все было тщетно. В прозрачной, стылой воде не было даже намека на жизнь. Казалось, что река несет свои безжизненные воды куда-то на запад, теряясь в степи. А у моих друзей появились первые потери. Они уже отдали Куан-Дарье по одной блесне.

Пробовал поджиговать, но сильно заросшее дно не давало провести джиг — головку с силиконовой приманкой без зацепа. Пришлось отказаться от дна и проводить приманки над травой. Но и это не дало ни какого результата.

Решили переехать в другое место. Здесь находилась небольшая яма глубиной 3,5 м. Конечно, глубина невелика, но по отношению к мелководной реке, это была яма. Но до нее нужно было добраться.

У входа в яму стоит небольшой островок, вдоль которого от берега простирается полутораметровая канава. При большой воде не могло быть и речи о том, чтобы попасть на остров, так как сама канава заполняется водой, а весь берег, остров и канава полностью заросли трехметровым тростником. Нынче же я попытался сунуться в канаву в забродных сапогах. Воды чуть больше, чем по колено, но основное препятствие – тростник. Минут двадцать я ломал высокую, толстую, сухую траву, продираясь на остров. Из метелок летел пух, опускаясь, ложился на одежду, но основная масса, гонимая слабым ветерком, приводнялась на чистую гладь воды. Забравшись на него, я подготовил место, выламывая все те же тростниковые джунгли.

Наконец, отдышавшись, сделал первый заброс вертушки норвежской фирмы NORSTREAM, девятиграммовой блесны с лепестком №4, цвета красного золота с красными точками. Очистил место, но оказалось, что не полностью. При забросе леска кольцами прошлась по метелке, захватывая ее и путаясь в ней. Блесна упала, не долетев до намеченной цели еще метров десять. Прислонив спиннинг к траве, я наклонил ствол тростинки и, сломав его, достал метелку. Отцепив леску и взяв спиннинг в руки, зная, что блесна давно уже легла на дно, начал подмотку. В тот же момент на другом конце лески что-то слабенько дернулось. Автоматически подсек. Рыба шла, практически не сопротивляясь, иногда делая несильные рывки.

— Наверное, что-то мелкое попалось, — подумал я, подтаскивая трофей. Обычно так «подергивают» мелкие жерешата.

Наконец рыба появилась в поле зрения, величаво поднимаясь из глубины. Я был сильно удивлен: двухкилограммовый красавец — жерех. Настроение сразу стало подниматься, вслед за жерехом.

Буквально через пару минут справа от меня раздался голос Володи, который не полез на остров, а обошел его по мелководью и стоял по колено в воде: «Вот черт!..»

— Что случилось? — спросил я его.

— Да щука шла за блесной, практически у самых ног промахнулась и куда-то исчезла.

— Володь, ты так не переживай. Она где-нибудь рядом — побросай, и ты ее вынудишь на атаку, — посоветовал я ему.

Уже на второй проводке, хищница не выдержала и схватила приманку. Вот и мой товарищ обрыбился.

Я же продолжал полосовать блесной толщину воды вертушкой, но больше поклевок не было. Решаю сменить блесну на колебалку. Ставлю «Атом». Буквально на третьей проводке села полуторакилограммовая щука. И опять — затишье…

С час мы с Володей, меняя приманки, бороздили яму. Но то ли мы распугали рыбу, то ли ее здесь больше не было. Рыба о себе больше не дала знать. Ни одного удара!

Выбравшись с острова, я ушел на похожую яму. Опять много времени потрачено на пролом дороги к воде и оборудование места для заброса спиннинга. Все напрасно: опять — ни одной поклевки, только блесну оставил на коряге. Иду дальше, до следующей ямы, но и там никакого результата. Зато у берега (на глубине около трех метров) увидел стаю крупных карасей. Она медленно проплыла мимо меня и ушла вверх по течению. Наконец-то я увидел живую рыбу в реке воочию. Жаль, что не взяли удочек — может быть, карась еще клевал бы?.. Если такая погода постоит хотя бы неделю, я вернусь сюда половить на удочку.

К обеду собрались у машины. Сашка так и не обрыбился. После недолгого совещания за обедом решаем съездить к мосту. Сказано — сделано. Минут сорок езды, и мы на месте. Тут же пришло разочарование. По всей реке все та же мель. Везде просматривается дно и не видно присутствия рыбы. Но мы не сдаемся, расходимся по реке.

Когда строили мост, был прорыт обводной канал. По окончании строительства его пересыпали по середине, и получилось два «аппендикса», входящих в реку. Подойдя ко входу одного из них, я увидел, как на мелководье в этом канале, заросшим травой и водорослями плавала огромная стая мелкой рыбы. Но больше всего меня поразило другое. В средине этого косяка плавала огромная щука. Складывалось такое впечатление, что она сторожила свое стадо. Рыбки плавали рядом, совершенно не пугаясь хищницы, и она не обращала на них никакого внимания. Я минут пять любовался этой идиллией, но рыбацкий азарт взял верх.

Издалека решил навести блесну на щуку. Сделал дальний заброс приманки. Когда я подвел ее ближе, мелочь кинулась врассыпную, а щука вальяжно поплыла по каналу в реку.

Долго я ходил вдоль реки, выискивая рыбу. Наконец увидел разнокалиберную стаю мелкого жереха. Судя по виду, экземпляры не превышали 800 граммов. Они внезапно вышли за блесной из тени. Попытался их поймать, но тщетно…

От вертушек и «резины» жерех отказался и не обращал на них ни какого внимания. Колебалки немного заинтересовали. Рыба провожала их до берега в метре от блесны, но ни один не пытался ее настигнуть. Я приостанавливал приманку — стая останавливалась, убыстрял ход — и она ускорялась. Но метровый интервал не сокращался. Видимо, блестящие железки чем-то привлекали жерехов, но не более. Они развлекались. Забросил воблер — к нему тот же интерес.

Я долго «изгалялся», меняя и приманки, и стиль проводки. Ставил тандем из двух приманок, но раззадорить мне их так и не удалось. Пришлось «не солоно хлебавши» уходить. Пройдя больше километра по реке, так и не почувствовал ни одного тычка и решил возвращаться. Когда шел обратно, в одном месте за блесной увязалась щука. Но видимо, сегодняшний день был не мой. Она произвела атаку на колебалку уже у самого берега и промахнулась. Остановилась у бровки. Все это было видно, как в аквариуме. Делаю заброс, веду на нее… Я видел, как щука схватила блесну, и, еще не почувствовав удара, сделал подсечку. Но рыба, скорее всего, накололась о крючок, а может быть, пыталась перехватить блесну, и в тот же самый момент она открыла пасть. Блесна вначале вылетела изо рта, а дальше и из воды и приводнилась у самого берега в траве, а щука тут же юркнула за траву. И сколько я не пытался ее найти, мне это не удалось. Щука удалилась…

Больше нигде не задерживаясь, пошел к машине.

Зимний день короток. Солнце уже висело низко над горизонтом, и мы решили завершить сегодняшнюю, не совсем утешительную рыбалку (особенно для Александра) а, скорее всего, и летний сезон. А может, и нет? Может еще удастся выбраться до льда на реку с такой то погодой?..

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )